Вы здесь

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

Устав муниципального образования – это основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации местного самоуправления, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке, обязано иметь каждое муниципальное образование. Устав муниципального образования занимает главное место среди других муниципальных нормативных правовых актов и является документом комплексного нормативного характера.

Среди наиболее актуальных проблем в настоящее время является проблема соответствия федеральному и региональному законодательству устава муниципального образования как акта, обладающего высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»  и подпунктом 19 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на территориальные органы Минюста России возложена государственная регистрация уставов муниципальных образований.

В соответствии с подпунктами 19 и 19.1 пункта 7 Указа Президента  Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Минюст России организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов  о внесении изменений в эти уставы; проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

В соответствии с возложенными задачами в рамках предоставленных полномочий по государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений Управлением проводится анализ отказов  в государственной регистрации уставов муниципальных образований с целью повышения качества подготовки муниципальных актов. 

За период с 01.01.2017 по 14.12.2017 на государственную регистрацию поступило 197 муниципальных правовых актов (далее – МПА).

По результатам рассмотрения принято 18 решений об отказе в государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Типичными нарушениями, допускаемыми в МПА являются:

1. В части нарушения порядка принятия устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования):

Имеет место нарушение требований ч. 5 ст. 44 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), согласно которой устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Из представленных на государственную регистрацию документов установлено, что при принятии Решения Нетьинского сельского Совета народных депутатов  от 08.02.2017 № 3-29-1 «О внесении изменений и дополнений в Устав Нетьинского сельского поселения в новой редакции» был нарушен установленный Федеральным законом № 131-ФЗ порядок принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования. 

На заседании Нетьинского сельского Совета народных депутатов по принятию решения о внесении изменений и дополнений в Устав Нетьинского сельского поселения в новой редакции присутствовали и голосовали за принятие решения 7 депутатов.

Согласно ст. 22 Устава Нетьинского сельского поселения Брянского района Брянской области Нетьинский сельский Совет народных депутатов состоит  из 12 депутатов.

Следовательно, в принятом Нетьинским сельским Советом народных депутатов решении не было соблюдено установленное Федеральным законом № 131-ФЗ количество голосов депутатов сельского Совета для принятия решения. (Нетьинское сельское поселение).

Кроме того, согласно п. 3 ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ  «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в регистрирующий орган направляются сведения о результатах публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

В ряде случаев из представленных на государственную регистрацию документов невозможно установить факт проведения публичных слушаний по проекту решения, что нарушает положения п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которым на публичные слушания должен выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

В ходе проведения правовой экспертизы установлено, что представленные Решения не соответствуют форме точного воспроизведения норм Конституции  Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации.

Ввиду того, что в представленном пакете документов отсутствует информация  о проведении публичных слушаний, а содержание норм Решения изложены не в форме точного воспроизведения, нарушена процедура принятия решения о внесении изменений в устав муниципального образования (Суражский муниципальный район, Вельяминовское сельское поселение, Дроновское сельское поселение, Бошинское сельское поселение, Унечский муниципальный район).

2. Противоречия действующему законодательству заключаются в следующем.

Не учитываются требования федеральных законов, вносящих изменения  в Федеральный закон № 131-ФЗ в части:

изложения вопросов местного значения (Карачевский муниципальный район, Погарское городское поселение);

изложения вопросов, выносимых на публичные слушания в частности  пп.пп 1, 4 п. 3 ст. 28. 

Так, 30.06.2015 вступили в силу положения Федерального закона  от 29.06.2015 № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые внесли изменения в п. 4 ч. 3 ст. 28 дополнив его словами «,за исключением случаев, если  в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан» 
(Нетьинское сельское поселение);

Также, 09.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесший изменения в пп.1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ изложив его в новой редакции, согласно которой на публичные слушания должен выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (Алешковичское сельское поселение);

наделения органов муниципального образования полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа, а также определения порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа.

Так, 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесший изменения в Федеральный закон № 131–ФЗ, изложив ст. 54 Федерального закона № 131-ФЗ (Муниципальный заказ) в новой редакции, исключив из полномочий органов местного самоуправления полномочия по определению порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа (Снежское городское поселение);

изложения ограничений для депутатов муниципальных образований установленных п. 2 ч. 7 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

Так, 15.04.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2017 № 64-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» внесший изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, в частности в п. 2 ч. 7 ст. 40, изложив его в новой редакции, согласно которой осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие
в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.
(Суражский муниципальный район, городской округ «город Клинцы», Комаричское городское поселение);

изложения оснований для удаления муниципального образования в отставку перечисленных в ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

Так, 01.10.2013 вступил в силу Федеральный закон от 22.10.2013 № 284-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», внесший изменения в ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона, дополнив перечень оснований для удаления главы муниципального образования пунктом «5» следующего содержания: «допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина
в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов»
(Жуковский муниципальный район);

изложение ограничений и запретов для главы муниципального образования, которые установлены ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Так, 15.04.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2017 № 64-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», внесший изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, в частности в ч. 4.1. ст. 36, изложив ее в новой редакции, согласно которой глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (городской округ «город Клинцы»).

Не учитываются положения федерального и регионального законодательства, в том числе в части:

изложения полного перечня оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (Новосельское сельское поселение);

изложения видов ответственности органов местного самоуправления  и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления ответственности и порядок решения соответствующих вопросов (Жуковский муниципальный район, Комаричское городское поселение);

изложения перечня субъектов правотворческой инициативы, которые наделены правом вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов (Комаричское городское поселение);

изложения порядка вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина
(Погарское городское поселение, Мирнинское сельское поселение);

определения порядка вступления в силу норм устава изменяющих не только структуру органов местного самоуправления, но и разграничение полномочий между органами местного самоуправления (Марачевское сельское поселение);

обязательного наличия порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета (Комаричское городское поселение);

изложение гарантий предоставляемых главе муниципального образования, депутату представительного органа муниципального образования, установленных Законом Брянской области (Новосельское сельское поселение).

3. Имели место нарушения правил юридической техники в 4 МПА.

Заключения об отказе в государственной регистрации МПА были направлены главам муниципальных образований.

Во исполнение Соглашения, заключенного между Управлением и Прокуратурой Брянской области, копии заключений об отказе в государственной регистрации МПА были направлены в Прокуратуру Брянской области.

Действия Управления по принятым решениям об отказе в государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в судебном порядке не обжаловались.

Управлением продолжается работа по проведению правовой и антикоррупционной экспертиз уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Брянской области и их проектов.

По состоянию на 14.12.2017 отказы выносились в отношении 18 актов,  в аналогичном периоде 2016 года – в отношении 19 актов.

Количество отказов по сравнению с предшествующим периодом сократилось  на 5 %.

Снижение количества отказов в государственной регистрации обусловлено общим снижением количества поступивших на государственную регистрацию документов и активной работой Управления по оказанию методической помощи представителям муниципалитетов.

 

 

23 декабря 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).