Вы здесь

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

Устав муниципального образования – это основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории
и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке, обязано иметь каждое муниципальное образование. Устав муниципального образования занимает главное место среди других муниципальных нормативных правовых актов и является документом комплексного нормативного характера.

Среди наиболее актуальных проблем в настоящее время является проблема соответствия федеральному и региональному законодательству устава муниципального образования как акта, обладающего высшей юридической силой
в системе муниципальных правовых актов.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 1 Федерального закона  от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и подпунктом 19 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на территориальные органы Минюста России возложена государственная регистрация уставов муниципальных образований.

В соответствии с подпунктами 19 и 19.1 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Минюст России организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований
и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; проводит  в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

В соответствии с возложенными задачами в рамках предоставленных полномочий по государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений Управлением проводится анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований с целью повышения качества подготовки муниципальных актов.

За период с 01.01.2018 по 15.06.2018 на государственную регистрацию поступило 117 муниципальных правовых актов (далее – МПА).

По результатам рассмотрения принято 11 решений об отказе  в государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Типичными нарушениями, допускаемыми в МПА являются:

1. Нарушения порядка принятия устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) за указанный период отсутствуют.

2. Противоречия действующему законодательству заключаются  в следующем.

Не учитываются требования федеральных законов, вносящих изменения  в Федеральный закон № 131-ФЗ в части:

1. изложения вопросов местного значения (Шеломовское сельское поселение, Сельцовский городской округ);

2. изложения прав органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений по созданию условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, которое было признано утратившим силу Федеральным законом от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Чаусовское сельское поселение, Долботовское сельское поселение, Городищенское сельское поселение, Борщовское сельское поселение);

3. изложения вопросов, выносимых на публичные слушания, в частности  п. 3 ч. 3 ст. 28, ч.ч. 4, 5 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ. 

Так, 29.12.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесший изменения
в частности в ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, признав утратившим силу  п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ.

Также, названным законом были внесены изменения в ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ.

Кроме того, ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена  ч. 5 следующего содержания: «По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.» (Шеломовское сельское поселение, Сельцовский городской округ, Каменское сельское поселение, Понуровское сельское поселение, Погарское городское поселение).

Не учитываются положения федерального и регионального законодательства, в том числе в части:

изложения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения по разработке и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (Чаусовское сельское поселение, Долботовское сельское поселение, Городищенское сельское поселение, Борщовское сельское поселение);

определения в Уставах муниципальных образований порядка официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов (Чаусовское сельское поселение, Долбатовское сельское поселение, Городищенское сельское поселение, Борщовское сельское поселение);

определения круга субъектов правотворческой инициативы наделенных правом внесения в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ (Чаусовское сельское поселение, Долбатовское сельское поселение, Городищенское сельское поселение);

изложения норм вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления (Чаусовское сельское поселение, Долботовское сельское поселение, Городищенское сельское поселение);

изложения не полного перечня оснований для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации (Мирнинское сельское поселение).

3. Имели место нарушения правил юридической техники в 5 МПА.

Заключения об отказе в государственной регистрации МПА были направлены главам муниципальных образований.

Во исполнение Соглашения, заключенного между Управлением  и Прокуратурой Брянской области, копии заключений об отказе в государственной регистрации МПА были направлены в Прокуратуру Брянской области.

Действия Управления по принятым решениям об отказе в государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений  в уставы муниципальных образований в судебном порядке не обжаловались.

Управлением продолжается работа по проведению правовой  и антикоррупционной экспертиз уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Брянской области и их проектов.

По состоянию на 15.06.2018 отказы выносились в отношении 11 актов,  в аналогичном периоде 2017 года – в отношении 6 актов.

Количество отказов по сравнению с предшествующим периодом увеличилось на 83 %.

Увеличение количества отказов в государственной регистрации обусловлено общим увеличением количества поступивших на государственную регистрацию документов. Кроме того, сложившаяся ситуация обусловлена динамично изменяющимся федеральным и региональным законодательством, и, в то же время, отсутствием со стороны муниципальных образований системной работы по проведению мониторинга действующего законодательства и своевременному проведению мероприятий по обеспечению соответствия уставов муниципальных образований федеральному и региональному законодательству.

 

23 декабря 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).