Вы здесь

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

Устав муниципального образования – это основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке, обязано иметь каждое муниципальное образование. Устав муниципального образования занимает главное место среди других муниципальных нормативных правовых актов и является документом комплексного нормативного характера.

Среди наиболее актуальных проблем в настоящее время является проблема соответствия федеральному и региональному законодательству устава муниципального образования как акта, обладающего высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и подпунктом 19 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на территориальные органы Минюста России возложена государственная регистрация уставов муниципальных образований.

В соответствии с подпунктами 19 и 19.1 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Минюст России организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

В соответствии с возложенными задачами в рамках предоставленных полномочий по государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (далее – Управление) проводится анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований с целью повышения качества подготовки муниципальных актов.

За период с 01.01.2019 по 16.12.2019 на государственную регистрацию поступило 433 муниципальных правовых акта (далее – МПА).

По результатам рассмотрения принято 36 решений об отказе в государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Типичными нарушениями, допускаемыми в МПА являются:

1. Нарушения порядка принятия устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования). Так, имеют место нарушения требований ч.4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (Климовское городское поселение, Краснорогское сельское поселение).

2. Противоречия действующему законодательству заключаются в следующем:

2.1. Не учитываются требования федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в части:

- изложения вопросов местного значения, изложения прав органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений (Литижское сельское поселение, Новозыбковский муниципальный район, Валуецкое сельское поселение, Алтуховское городское поселение, Вышковское городское поселение, Жирятинский муниципальный район, Новопогощенское сельское поселение, Рогнединский муниципальный район, Рогнединское городское поселение, Сетоловское сельское поселение);

- изложения порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования должен определять порядок официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов (Синезерское сельское поселение, Чичковское сельское поселение, Ревенское сельское поселение, Пеклинское сельское поселение, Сетоловское сельское поселение, Вышковское городское поселение, Алтуховское городское поселение, Климовское городское поселение);

- представления на утверждение представительного органа ежегодных отчетов ненадлежащим лицом (главой сельского поселения, а не главой администрации) (Глинновское сельское поселение, Дегтяревское сельское поселение, Нивнянское сельское поселение, Овчинское сельское поселение, Петровобудское сельское поселение, Творишинское сельское поселение, Уношевское сельское поселение);

- определения срока полномочий выборного должностного лица муниципального образования (Жирятинский район);

- определения срока полномочий старосты сельского населенного пункта (Пеклинское сельское поселение, Вышковское городское поселение)

- изложения полномочий главы муниципального образования в сфере организации деятельности Совета народных депутатов (Овчинское сельское поселение, Дегтяревское сельское поселение, Нивнянское сельское поселение, Валуецкое сельское поселение, Сетоловское сельское поселение);

- изложения вопросов, выносимых на публичные слушания (Новопогощенское сельское поселение, Новозыбковский муниципальный район, Вышковское городское поселение);

- определения круга лиц, по инициативе которых проводятся публичные слушания (Новозыбковский муниципальный район, Комаричское городское поселение);

- изложения ограничений для главы муниципального образования, депутатов представительного органа муниципального образования, установленных ч. 7 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ (Новозыбковский муниципальный район, Литижское сельское поселение, Московское сельское поселение, Бакланское сельское поселение, Польниковское сельское поселение);

- указания неполного перечня оснований для досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования (Рогнединский муниципальный район), а также указание оснований, не предусмотренных законом (Вышковское городское поселение, Комаричское городское поселение).

2.2. Не учитываются положения федерального и регионального законодательства, в том числе в части:

- определения порядка заключения соглашений с органами местного самоуправления о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения (Рогнединский муниципальный район);

- отсутствия в Уставах муниципальных образований порядка прекращения полномочий главы муниципального образования, предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ (Новопогощенское сельское поселение, Петровобудское сельское поселение, Ревенское сельское поселение, Рогнединский муниципальный район, Сетоловское сельское поселение, Невдольское сельское поселение, Селеченское сельское поселение);

- определения порядка организации и проведения публичных слушаний (Красногорское городское поселение, Сетоловское сельское поселение).

Кроме того, в нарушение ч. 7 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в некоторых уставах (Синезерское сельское поселение) не определено лицо, исполняющее полномочия главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий;

- указания наименования представительного органа муниципального образования (Собрание представителей), установленного абз. 2 ст. 5 Закона Брянской области от 10.11.2004 № 64-З «О наименованиях представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) в Брянской области» (Синезерское сельское поселение, Чичковское сельское поселение).

- наличия в уставе избыточных норм в системе предоставления муниципальным служащим гарантий (Добрунское сельское поселение).

- закрепления уставом видов ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, оснований наступления этой ответственности (Комаричское городское поселение).

Имели место нарушения правил юридической техники в 15 МПА.

Заключения об отказе в государственной регистрации МПА были направлены главам муниципальных образований.

Во исполнение Соглашения, заключенного между Управлением и Прокуратурой Брянской области, копии заключений об отказе в государственной регистрации МПА были направлены в Прокуратуру Брянской области.

Действия Управления по принятым решениям об отказе в государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в судебном порядке не обжаловались.

Управлением продолжается работа по проведению правовой и антикоррупционной экспертиз уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Брянской области и их проектов.

По состоянию на 16.12.2019 отказы выносились в отношении 36 актов, в аналогичном периоде 2018 года – в отношении 36 актов.

Количество отказов по сравнению с предшествующим периодом осталось на прежнем уровне.

23 декабря 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).