Вы здесь

Статус иностранного агента для некоммерческой организации: признаки и порядок приобретения.

Деятельность некоммерческих организаций неразрывно связана с развитием гражданского общества, в рамках которого его члены получают широкие возможности по реализации своих прав и интересов. Характеризующими их принципами традиционно признаются независимость от государства и, как следствие, отсутствие излишнего государственного вмешательства в вопросы их создания и деятельности, добровольность формирования, предоставление им максимальной самостоятельности и возможности действовать на основе начал самоуправления и координации, однако это не означает их бесконтрольное функционирование со стороны государства.

Такое понятие, как «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента», появилось в правовом поле Российской Федерации сравнительно недавно для усиления контроля за некоммерческими организациями, осуществляющими политическую деятельность за счет финансирования иностранных источников.

Это явление получило свое закрепление в Российском законодательстве с появлением Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В соответствии с данным федеральным законом с 21 ноября 2012 года введен новый правовой статус для российских некоммерческих организаций — некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента.

Такой организацией является российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, выделено два основных квалифицирующих признака: во-первых, это получение средств из иностранных источников (прямо или опосредованно), и второе - участие в политической деятельности так, как это определено законом.

Для признания организации иностранным агентом необходимо наличие обоих признаков одновременно; т.е. как наличие финансирования из иностранных источников, так и участие в политической деятельности сами по себе не являются достаточными для признания организации иностранным агентом.

Перечень источников формирования имущества некоммерческих организаций дан в п. 1 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Это пожертвования и аналогичные по статусу поступления (не являющиеся выручкой от реализации товаров, работ и услуг); членские взносы, вклад учредителей и иные аналогичные поступления; выручка от реализации товаров, работ и услуг; доходы по акциям и вкладам; денежные средства, переданные по договору комиссии, поручения или агентскому договору для исполнения поручения (не является доходом организации) и т.д.; данный перечень не является закрытым.

Следует обратить внимание, что законодательством не нормирована не только форма получения денежных средств из иностранных источников, но и их объем.

Таким образом, если в составе членов организации, уплачивающих членские взносы, имеется иностранное юридическое либо физическое лицо, лицо без гражданства либо российское лицо, которое получает средства от таких лиц, то квалифицирующий признак по иностранным источникам финансирования выполнен вне зависимости от размера взноса и его доли в бюджете организации в целом.

Следовательно, некоммерческая организация не только обязана определять гражданство контрагента - физического лица), но и выяснять порядок формирования имущества своих российских контрагентов.

Вторым необходимым признаком присвоения некоммерческой организации статуса иностранного агента является ее участие в политической деятельности.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Важным в толковании понятия «политическая акция» является то, что любое публичное мероприятие, упомянутое в вышеназванном федеральном законе, однозначно (исходя из определения) является акцией. Таким образом, участие некоммерческой организации в проведении или финансировании собрания, митинга, шествия или пикетирования будет являться участием в акции.

Политической акцией может быть любое мероприятие, как публичное, так и непубличное, мотивы проведения которого связаны с изменением декларируемых в законах или иных нормативных и ненормативных актах целей и задач либо с изменением или отменой конкретных мер, направленных на их достижение. Характерно, что проводимые акции с позиции закона должны иметь цель воздействия на государственные органы или общественное мнение. Это, прежде всего, любая форма обращения к ним, в том числе посредством петиций, сборов подписей, демонстрации лозунгов, открытых писем, видеообращений и т.п.

Воздействие на общественное мнение - это действия, которые возбуждают общественный интерес и формируют определенное восприятие. Признаком ориентированности на формирование общественного мнения является направленность мероприятия на неопределенный круг лиц.

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству.

Таким образом, при получении денежных средств и имущества от иностранных источников в целях осуществления вышеуказанной деятельности, некоммерческая организация не может быть признана некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Несмотря на то, что каждый из рассмотренных признаков признания некоммерческой организации иностранным агентом достаточно широк, для того чтобы считать некоммерческую организацию иностранным агентом, все эти признаки должны проявиться одновременно.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента подлежат государственной регистрации в общем порядке в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», но, вместе с тем, обязаны состоять в реестре  некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (реестр), ведение которого осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок ведения реестра утвержден Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Заявление о включении некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в реестр представляется в Минюст России непосредственно или почтовым отправлением, а также в форме электронных документов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо одновременно с документами, подаваемыми для государственной регистрации такой организации в качестве юридического лица, либо до начала осуществления такой организацией функций иностранного агента.

На основании представленного заявления Министерство юстиции Российской Федерации принимает распоряжение о включении некоммерческой организации в реестр. Сведения о некоммерческих организациях, содержащихся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

За неподачу заявления о включении организации в реестр деятельность организации может быть приостановлена на срок не более полугода.

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Необходимо отметить, что в настоящее время в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, внесена лишь одна некоммерческая организация – Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».

Наделение некоммерческой организации статусом некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности по сравнению с другими некоммерческими организациями. В частности, материалы, издаваемые и (или) распространяемые такой организацией, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны представлять в Минюст России дополнительную отчетность, установленную приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Согласно данному приказу такая организация представляет в Минюст России непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) следующую информацию:

- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов - один раз в полгода не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля), в том числе путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставления средствам массовой информации для опубликования;

- отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, - ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);

- аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Получение Минюстом России указанных документов подтверждается уведомлением, которое выдается некоммерческой организации (в случае непосредственного представления) или в течение трех рабочих дней с даты их представления направляется в виде почтового отправления или в электронной форме.

Также были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие административную и уголовную ответственность за невыполнение некоммерческими организациями обязанностей, предусмотренных для некоммерческих организаций, осуществляющих функции иностранного агента.

Так, согласно ст. 19.7.5-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление или несвоевременное предоставление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 19.34 вышеуказанного кодекса установлена ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также за издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Такая деятельность влечет наложение соответствующего административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Необходимо отметить, что, не смотря на большой объем проделанной работы, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, данные изменения в законодательстве Российской Федерации вызвали различные сомнения и неодобрение некоторыми представителями иностранных органов.

Однако цель данных изменений в законодательстве, по мнению ряда правоведов, - сокращение влияния иностранных государств на политику страны. Если вы являетесь некоммерческой организацией, получаете денежные средства от иностранных государств, фондов и т.п., и одновременно занимаетесь политикой, то есть боретесь за власть, вы обязаны проинформировать об этом российских граждан. Таким образом, в рамках закона обеспечивается прозрачность финансирования некоммерческих организаций и прозрачность деятельности иностранных государств на территории России.

22 ноября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).